Что такое налоговый мониторинг
Информация обновлена:
Налоговый контроль в форме налогового мониторинга установлен и регламентирован положениями раздела V.2 Налогового кодекса РФ.
Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) - организацию (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).
Для участников КГН предметом налогового мониторинга является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН. При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника КГН правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога другими участниками КГН.
Налоговый мониторинг предоставляет организациям возможность еще до подачи налоговой декларации разрешить все спорные вопросы правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
Проведение налогового мониторинга допускается в отношении организаций, которые удовлетворяют следующим критериям:
- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза), составляет не менее 100 миллионов рублей;
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиардов рублей.
Обратите внимание: для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником) в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных доходов и осуществленных расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы.
Такие организации могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета.
Порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации, отражается в регламенте информационного взаимодействия. Форма регламента, а также требования к нему утверждены Приказом ФНС России от 11 мая 2021 г. № ЕД-7-23/476@.
В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Также в регламенте указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов.
В пункте 7 статьи 105.26 НК РФ дается определение системы внутреннего контроля.
Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур в целях:
- упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
- выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;
- полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
- своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
Система внутреннего контроля должна быть утверждена организацией.
Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1. ст. 105.27 НК РФ).
Обратите внимание: за период налогового мониторинга инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Данный материал является частью бератора «Ответственность директора и бухгалтера».
Все статьи бератора ежедневно обновляются экспертами и всегда актуальны.
Чтобы прочитать статью полностью, нужно приобрести доступ.
< Предыдущая страница Следующая страница >