Найти через поисковый регистр

^ Наверх
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Адрес e-mail:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:
Фамилия:
Телефон:
WWW-страница (работа):
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

Претензия

Информация обновлена:

Порядок внесудебного разрешения конфликта заключается в том, что стороны пытаются достигнуть соглашения без вмешательства третьих лиц. Внесудебный порядок может быть установлен законом. Например, если у фирмы возникли претензии к контрагенту по поводу выполнения договора перевозки, она должна сначала предъявить претензию перевозчику. Если разрешить конфликт не удастся, можно обратиться в суд. Такое требование установлено статьей 797 Гражданского кодекса.

Партнеры по договору могут самостоятельно предусмотреть внесудебный порядок решения спора в качестве обязательного условия. Однако претензионный порядок считается установленным, только если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, к порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Если в договоре просто указано, что в целях урегулирования споров стороны ведут переговоры, это не означает установление обязательного досудебного (претензионного) порядка их урегулирования, то есть в этом случае направлять претензию не обязательно.

Претензией принято называть документ, который обращен к контрагенту, не выполняющему требования договора. К примеру, если фирма заключила договор поставки продукции, а поставщик нарушил условия комплектации товара, компания имеет право потребовать:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • доукомплектования товара в разумный срок.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 480 Гражданского кодекса РФ.

Обратите внимание: в большинстве случаев компания может обратиться в суд без предъявления претензии.

При нарушении договора поставки предъявить претензию можно, если поставщик:

  • нарушил условия о количестве, качестве, ассортименте товара;
  • сорвал сроки поставки;
  • не соблюдает условия о таре и упаковке товара;
  • нарушил условия о порядке, условиях или месте сдачи товара;
  • не передал принадлежности и документы на товар.

Установленные законом случаи досудебного обжалования споров ограничены. Их примерный перечень содержится в письме ВАС РФ от 25 мая 2004 г. № С1-7/ УП-600. В него входят требование об изменении или о расторжении договора, претензии и иски к перевозчику, буксировщику, экспедитору грузов и др.

Как составить претензию

Форма претензии законом не установлена. Поэтому ее можно составить произвольно.

Главное, чтобы в претензии было указано:

  • наименование контрагента, нарушившего условия договора;
  • почтовый адрес и телефон контрагента;
  • номер претензии;
  • дата направления претензии;
  • сумма претензии;
  • основания отношений между партнерами (договор, номер и дата заключения);
  • условие, нарушенное контрагентом;
  • требование фирмы к нарушителю;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, на которых основаны требования;
  • срок выполнения требований;
  • расчет претензионных требований;
  • реквизиты банковского счета фирмы;
  • количество и наименование приложенных документов.

Претензия должна быть подписана руководителем фирмы, его заместителем или индивидуальным предпринимателем. Если претензию подписывает представитель компании, к документу необходимо приложить копию доверенности.

Имейте в виду: особые требования к содержанию претензии установлены при разрешении спора между перевозчиком и его клиентом. Содержание документа различается в зависимости от вида транспорта и вида нарушения. Например, в случае нарушений условий перевозки железнодорожным транспортом в претензии необходимо указать:

  • наименование фирмы и данные свидетельства о государственной регистрации;
  • местонахождение фирмы, предъявившей претензию, и ее почтовый адрес;
  • банковские реквизиты;
  • основания для предъявления претензии (утрата, недостача, повреждение груза и т. п.);
  • сумму претензии по каждому отдельному требованию, накладной, квитанции о приеме груза и другим документам;
  • перечень документов, прилагаемых к претензии.

Так сказано в пункте 6 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом (утверждена приказом Минтранса России от 31 марта 2016 года № 84). В пункте 7 указанных Правил перечислен перечень документов, которые необходимо приложить к претензии. Вот некоторые из них:

  • в случае просрочки доставки груза – накладная;
  • в случае задержки выдачи груза – накладная и акт общей формы;
  • в случае взыскания штрафа за поданные под погрузку неочищенные вагоны – акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов.

Как предъявить претензию

Порядок предъявления претензии может быть установлен сторонами самостоятельно в договоре или предусмотрен законом. Например, о том, как предъявлять претензию, связанную с нарушением договора перевозки, указано в транспортных уставах и кодексах.

Сначала компания должна обратиться к перевозчику с требованием составить коммерческий акт. Он является основанием для предъявления претензии.

В этом документе отражают следующие обстоятельства:

  • несоответствие наименования груза, его веса, количества;
  • повреждение груза;
  • обнаружен груз без документов или документы без груза.

Так сказано в части 2 статьи 124 Воздушного кодекса РФ.

Впрочем, если коммерческий акт не был составлен, фирма не теряет право подать претензию перевозчику.

Обратите внимание: если нарушены условия перевозки воздушным транспортом, предъявить претензию может компания-грузополучатель, страховщик или почтовая организация. Грузоотправитель такого права не имеет.

Если нарушения связаны с перевозкой по железной дороге, то предъявить претензию может и грузоотправитель. Об этом сказано в статье 120 Устава железнодорожного транспорта. На это обстоятельство обратил особое внимание Пленум Высшего Арбитражного Суда (постановление от 6 октября 2005 г. № 30).

Учтите, статус грузополучателя (грузоотправителя) определяется по данным в накладной. При этом грузополучатель (грузоотправитель) не всегда является собственником груза.

Пример

ОАО «Российские железные дороги» отправило 26 февраля 2005 г. со станции Крабовая 15 железнодорожных цистерн с дизельным топливом для ОАО «Камчатнефтепродукт». Однако по накладной грузополучателем являлось ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт». На станции назначения был обнаружен недостаток 5988 кг дизельного топлива. По данному факту составлен коммерческий акт. ОАО «Камчатнефтепродукт» подало на ОАО «РЖД» иск в арбитражный суд. Однако суд в его удовлетворении отказал, так как истец не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Отметка в накладной о назначении груза истцу не была принята во внимание (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. № Ф03-А73/06-1/4457).

Переуступить право предъявления претензии нельзя (п. 40 постановления ВАС РФ от 6 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“). Если порядок предъявления претензии законом не установлен, партнеры могут определить его самостоятельно.

По существующей практике к претензии прилагают заверенные фирмой копии документов, на которые ссылается компания (договор, оплаченный счет и др.). Если способ доставки претензии в договоре не указан, ее можно направить: ценным письмом, заказным письмом с уведомлением, нарочным и вручить под расписку.

Сроки предъявления претензии

Гражданским кодексом сроки предъявления претензии не установлены. Практика показывает, что предъявить претензию можно в течение срока исковой давности. При этом нужно учесть время, которое необходимо для ответа на претензию. Партнеры могут сами определить срок исполнения претензии, если он не установлен законом. К примеру, Устав железнодорожного транспорта РФ установил 30-дневный срок для ответа на претензию (ст. 124 УЖТ РФ).

В большинстве случаев срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Имейте в виду: подача претензии этот срок не продляет (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2012 г. по делу № А40-19699/12-55-182).

По договору перевозки иск можно предъявить в течение года (ст. 797 ГК РФ). В некоторых транспортных уставах, кодексах установлены более короткие сроки. Так, претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев, а штрафные претензии – в течение 45 дней (ст. 123 УЖТ РФ). Срок начинают исчислять:

  • за повреждение или недостачу товара – со дня выдачи груза;
  • за утрату груза – через 30 дней со дня окончания срока доставки;
  • за просрочку доставки товара – со дня выдачи груза;
  • по штрафам за задержку контейнеров, вагонов – со дня получения инкассового поручения о начислении штрафов перевозчиком.

Обратите внимание: если компанией был соблюден порядок выставления требований, но она не уложилась в срок, установленный транспортными уставами или кодексами, она не теряет право предъявления претензии (п. 42 постановления ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30).

Для урегулирования конфликта во внесудебном порядке стороны могут привлекать независимого посредника – медиатора (Закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ). В раздел договора о порядке разрешения конфликтов добавляют медиативную оговорку, включающую сведения:

  • о предмете спора;
  • о медиаторе и СРО медиаторов;
  • о порядке проведения процедуры медиации;
  • о порядке оплаты услуг;
  • о сроках проведения медиации.

Максимальный срок медиации – 180 дней, а если медиация начата в период судебного рассмотрения спора – 60 дней. В исключительных случаях срок медиации может быть продлен. На указанный срок продлевается срок исковой давности.

Данный материал является частью бератора «Ответственность директора и бухгалтера».
Все статьи бератора ежедневно обновляются экспертами и всегда актуальны.
Чтобы прочитать статью полностью, нужно приобрести доступ.

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >