Найти через поисковый регистр

^ Наверх
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Адрес e-mail:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:
Фамилия:
Телефон:
WWW-страница (работа):
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

Что нельзя регистрировать как товарный знак

Информация обновлена:

Статья 1483 Гражданского кодекса определяет основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.

Рассмотрим их.

Запрещено регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые:

1. Не обладают различительной способностью (узнаваемостью), а именно:

  • обозначения, которые состоят из отдельных букв, цифр, не имеющих характерного графического исполнения (А, 100);
  • сочетания букв, не имеющие словесного характера (не разбивающиеся на слоги слова, например MCF);
  • обозначения, которые состоят из линий или простых геометрических фигур (квадрат, круг);
  • реалистические или схематические изображения товаров (книга, телефон, ключ);
  • трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением (простая бутылка, простой пакет для молока);
  • общепринятые сокращения наименований организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (НИИ, МПС, ВОЗ).

Такие обозначения можно зарегистрировать в качестве товарных знаков, если в результате использования они приобрели различительную способность. Заявитель должен представить доказательства, подтверждающие приобретение различительной способности. Это могут быть, например, сведения о длительности и интенсивности использования обозначения.

2. Состоят только из:

  • элементов, которые вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (это обозначения, которые в результате их длительного применения для одного и того же товара различными производителями стали видовым понятием. Например, хлеб, сок, линолеум, термос и др.);
  • общепринятых символов и терминов (общепринятыми символами признают обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, подлежащие регистрации (красный крест – в медицине, акция – в области финансов, права, станок – в машиностроении и др.). К общепринятым терминам относят условные обозначения, характерные для конкретных областей науки и техники (интеграл, ампер));
  • обозначений, которые указывают на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время производства или сбыта. К таким обозначениям относят:
    • простые наименования товаров (например, вода, молоко, газета);
    • обозначения категории качества товаров (например, лучший, люкс);
    • указание свойств товаров (например, натуральный, свежий);
    • указание материала или состава сырья;
    • указание веса, объема, цены товаров;
    • указание даты производства товаров;
    • данные по истории создания производства;
    • видовые наименования предприятий (например, завод, порт);
    • обозначения, которые полностью или частично состоят из географических названий и могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара. Когда потребитель не воспринимает географическое название как указание на место нахождения производителя, такое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Например, «Баунти» – для кондитерских изделий, «Арктика» – для дизайнерской студии;
  • обозначений, которые представляют собой общепринятую форму товаров, определяемую исключительно свойством, назначением товара или его видом (например, традиционная форма бутылки, традиционная форма книги, традиционная форма гайки).

Если эти элементы не занимают в товарном знаке доминирующего положения, они могут быть включены в него как неохраняемые объекты.

3. Воспроизводят государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними обозначения.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые только с согласия компетентного органа.

4. Являются ложными или способны ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Например, если обозначения вызывают у потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которые не соответствуют действительности.

Пример

Роспатент отказал российской фирме в регистрации товарного знака «Большая семерка».

Одно из оснований для отказа – это обозначение может ассоциироваться у потребителя с Group of seven (G7) – объединением семи наиболее развитых стран мира (Большой семеркой) и вводить в заблуждение относительно места производства товара.

5. Противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали (слова и изображения непристойного содержания; призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства; слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка и т. п.).

Пример

Все судебные инстанции, включая Федеральный арбитражный суд Московского округа, отказали в регистрации товарного знака «Кузькина мать». Суды сослались на то, что это выражение вульгарно и противоречит принципам морали. Следовательно, не подлежит охране в качестве товарного знака.

6. Тождественны или сходны с официальными наименованиями и изображениями объектов особо ценного культурного или природного наследия, а также с изображением культурных ценностей, которые хранятся в фондах, коллекциях, собраниях, без согласия владельцев таких объектов или уполномоченных ими лиц. Например, «Петергоф», воспроизведение картины В.М. Васнецова «Три богатыря» и т. д.

7. Содержат элементы, охраняемые в других государствах в качестве обозначений, которые идентифицируют вина или спиртные напитки как происходящие из определенных географических регионов. Это обозначения типа «коньяк», «шампанское», которые на самом деле – географические названия. Если товарный знак с такими элементами предназначен для обозначения вин и спиртных напитков, которые не происходят из этих географических регионов, регистрировать его запрещено.

8. Тождественны или сходны до степени смешения с зарегистрированными раньше и/или поданными на регистрацию в России товарными знаками в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, а также с общеизвестными товарными знаками в отношении однородных товаров. В противном случае это может ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его производителя.

Обозначение считают тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.

Обозначение считают сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Однородность товаров определяют по тому, насколько сильное у потребителя представление о принадлежности этих товаров одному производителю.

Судебная практика защищает товарные знаки даже от неявного сходства.

Пример

Производитель косметических товаров зарегистрировал товарный знак «LIVIA».

Владелец известного товарного знака «NIVEA» выступил против такой регистрации. Он утверждал, что обозначение «LIVIA» было сходным до степени смешения с товарным знаком «NIVEA» и могло ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товара, учитывая, что оба производителя выпускают однородные товары.

Несмотря на то что словесный элемент товарных знаков был различен, слово «LIVIA» было помещено в логотип, который по внешнему виду очень похож на комбинированные знаки «NIVEA», имеющие общий мотив дизайна. В результате возникало впечатление сходства знаков.

Президиум ВАС РФ, рассматривая это дело, указал, что «основное правило» при сравнении знаков с точки зрения их визуального сходства состоит в том, что «вывод делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом (общего впечатления)» и «для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального смешения». Такая опасность была установлена судом. О том же свидетельствовали результаты социологических опросов, которые представили обе стороны. В итоге Президиум ВАС РФ признал правоту владельца «NIVEA».

Производитель закуски к пиву зарегистрировал товарный знак «АMRO НЕВСКОЕ» (29-й и 30-й классы МКТУ), в котором использовал известное название пива без согласия его производителя.

Производитель пива «НЕВСКОЕ», он же владелец товарного знака «НЕВСКОЕ» (32-й класс МКТУ), зарегистрированного намного раньше, обратился в суд с просьбой признать регистрацию недействительной.

Президиум ВАС РФ, рассматривая дело, указал, что сходство до степени смешения имеет место и тогда, когда потребитель ошибочно «полагает, что оба товарных знака принадлежат одному производителю». Устанавливая однородность товаров, нужно принимать во внимание род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость или взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров.

Традиционное применение этих пищевых продуктов (чипсы, орехи) в качестве пивных закусок, условия их сбыта (совместная продажа пива и пивных закусок), общий для них круг потребителей свидетельствуют об однородности сравниваемых товаров и услуг.

В итоге Президиум ВАС РФ констатировал, что регистрация товарного знака «АMRO НЕВСКОЕ» нарушает права другого лица – владельца товарного знака «НЕВСКОЕ».

Имейте в виду: зарегистрировать в качестве товарного знака для однородных товаров обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком, можно лишь с согласия его владельца.

9. Тождественны или сходны до степени смешения с охраняемыми наименованиями мест происхождения товаров. Дело в том, что товарные знаки не должны предоставлять необоснованную монополию одному из предприятий географического региона. Поэтому невозможно зарегистрировать товарный знак «Нарзан», который подлежит охране как наименование места происхождения товара.

10. Тождественны или сходны в отношении однородных товаров с охраняемыми фирменными наименованиями (или их частями), коммерческими обозначениями (или их частями) и наименованиями селекционных достижений с более ранним приоритетом. Иначе говоря, если владелец фирменного наименования и владелец товарного знака производят однородные товары, но, например, фирменное наименование было зарегистрировано раньше, регистрация товарного знака невозможна.

Впрочем, в некоторых случаях суды разрешают подобный спор иначе.

Пример

Фирменное наименование – это средство индивидуализации фирмы. Оно подлежит охране в силу статьи 54 Гражданского кодекса РФ.

Фирменное наименование – это не только название, но и указание на организационно-правовую форму. Например: Общество с ограниченной ответственностью «Восток».

Если владелец фирменного наименования использует только часть своего наименования – «Восток», то владелец одноименного товарного знака вправе запретить использование фирменного наименования в таком усеченном виде.

В тех же случаях, когда используют полное фирменное наименование, суд не признает нарушений исключительного права владельца товарного знака.

11. Тождественны названию известного произведения литературы, науки, искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту. Регистрация таких обозначений в качестве товарных знаков возможна, но только с согласия правообладателя или его правопреемника.

Напомним, что исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. После этого произведения становятся общественным достоянием.

Пример

Фирма зарегистрировала товарный знак «Обломов».

Высшая патентная палата признала регистрацию недействительной.

Не согласившись с таким решением, фирма обратилась в арбитражный суд.

Суд удовлетворил иск фирмы на том основании, что «на широко известное произведение, в том числе фамилию главного персонажа романа И.А. Гончарова, истек срок действия авторского права».

12. Тождественны имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного в России на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Пример

При регистрации товарного знака «Вертинский» Роспатент запросил письмо-согласие от наследников и документы, которые подтверждают родство наследника с известным певцом (свидетельство о рождении наследника, свидетельство о рождении матери наследника – дочери певца и т. д.).

13. Тождественны промышленным образцам, знакам, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям (например, ГОСТам), адресам сайтов в сети Интернет с более ранним приоритетом.

Пример

Немецкий концерн «Опель» обратился с иском к российским фирмам о признании доменного имени opel.ru нарушением исключительных прав концерна и актом недобросовестной конкуренции, поскольку концерн «Опель» является обладателем товарных знаков «Opel» и «OPEL», имеющих международную охрану.

Суд удовлетворил требования концерна.

Действия российских фирм по регистрации и использованию доменного имени opel.ru, явно схожего до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком концерна «Опель», являются нарушением его исключительных прав (постановление ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. № КГ-А40/2885-04).

Данный материал является частью бератора «Ответственность директора и бухгалтера».
Все статьи бератора ежедневно обновляются экспертами и всегда актуальны.
Чтобы прочитать статью полностью, нужно приобрести доступ.

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >