Что считать товарным знаком
Информация обновлена:
Товарный знак – это объект интеллектуальной собственности, который представляет собой обозначение на товаре, этикетке или упаковке.
Его назначение – отличать товары (услуги) одних производителей от однородных товаров (услуг) других производителей.
В обиходе товарные знаки также именуют торговой маркой, брэндом, логотипом.
Товарный знак может быть:
- словесным (сочетание отдельных букв, цифр; слова, фразы);
- изобразительным (рисунки, графические символы, сочетания цветов);
- объемным (форма упаковки или внешнего вида товаров);
- звуковым;
- комбинированным и т. д.
Права на товарные знаки охраняет четвертая часть Гражданского кодекса, а также международные акты:
Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков и др.
В России товарный знак может получить правовую охрану только после официальной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и внесения в реестр.
На зарегистрированный товарный знак Роспатент выдает свидетельство. Оно удостоверяет приоритет (первенство) товарного знака и исключительное право его владельца в отношении товаров (услуг), указанных в свидетельстве.
Для удобства все товары и услуги разделены на 45 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Правовая охрана может быть предоставлена товарному знаку только в отношении тех классов МКТУ, которые указаны в свидетельстве.
Поэтому нередко тождественными или сходными товарными знаками маркируют совершенно разные товары (услуги), которые относятся к разным классам МКТУ или к разным товарам (услугам) одного класса.
Есть товарный знак «КОПЕЙКА», который зарегистрирован по 43-му классу МКТУ для услуг по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, реализации товаров.
Есть также товарный знак «КОПЕЙКА» для различных услуг по 42-му, 45-му (научные и технологические услуги, юридическая служба).
Эти товарные знаки принадлежат разным владельцам.
Товарный знак можно зарегистрировать и по всем 45 классам МКТУ. Но в этом случае следует иметь в виду, что пошлина за регистрацию увеличивается с каждым классом МКТУ.
Правовая охрана товарного знака имеет территориальный принцип – действует только на территории Российской Федерации. Чтобы использовать товарный знак за рубежом, его нужно зарегистрировать в патентных ведомствах зарубежных стран (в выбранной стране) или пройти международную регистрацию для стран – участников Мадридского соглашения.
Товарный знак можно зарегистрировать на фирму или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, товарные знаки могут быть индивидуальными или коллективными (принадлежат объединению компаний, ассоциации производителей и т. п.).
Коллективный знак должен иметь свой устав, в котором указывают:
- наименование объединения, на которое будет зарегистрирован коллективный товарный знак;
- перечень лиц, которые имеют право пользования этим знаком;
- цель регистрации;
- единые качественные или другие общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, и т. д.
Независимо от того, кто будет владельцем товарного знака, ему как правообладателю принадлежат исключительные права на использование этого знака для маркировки своих товаров и услуг, в рекламе и т. д.
Обладатель исключительного права на товарный знак может передать право его использования любому лицу на основании лицензионного договора.
Никто не вправе использовать тождественный или сходный с ним товарный знак в отношении однородных товаров (услуг) владельца товарного знака. За нарушение этого условия гражданским, административным и уголовным законодательством России предусмотрена ответственность.
Обратите внимание: приказом Минэкономразвития России от 28 сентября 2015 г. № 693 регламентирован порядок досрочного прекращения правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, общеизвестного товарного знака.
Данный материал является частью бератора «Ответственность директора и бухгалтера».
Все статьи бератора ежедневно обновляются экспертами и всегда актуальны.
Чтобы прочитать статью полностью, нужно приобрести доступ.
< Предыдущая страница Следующая страница >