Найти через поисковый регистр

^ Наверх
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Адрес e-mail:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:
Фамилия:
Телефон:
WWW-страница (работа):
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

Когда наступает налоговая ответственность

Информация обновлена:

Для того чтобы привлечь фирму к налоговой ответственности, она должна совершить налоговое правонарушение. Это понятие отражено в статье 106 Налогового кодекса и в соответствии с ней представляет из себя «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц», за которое Налоговым кодексом предусмотрена ответственность.

Объект налогового правонарушения – это общественные отношения, регулирующиеся налоговым законодательством, которые были нарушены. Их можно условно разделить на два вида:

  • налоговые отношения, связанные с уплатой налогов. Нарушения в этой области влекут для государства финансовые потери. Например, это неуплата налогов в бюджет;
  • налоговые отношения, которые обеспечивают порядок управления в сфере налоговых правоотношений. С деньгами данная ситуация не связана. Например, когда налоги фирма перечисляет, а отчетность в налоговую не представляет.

Субъектом налогового правонарушения может быть деликтоспособное физическое или юридическое лицо, совершившее налоговое правонарушение (то есть лицо, способное отвечать за причиненный им вред).

Поскольку – в силу Налогового кодекса – субъектами ответственности являются фирмы, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к налоговой ответственности.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений рассмотрены в главе 16 Налогового кодекса.

Принципы привлечения к ответственности

Для того чтобы привлечь плательщика к налоговой ответственности, уполномоченный орган должен руководствоваться некоторыми принципами, которые прописаны в главе 15 Налогового кодекса.

К ним относится следующее:

  • деяние, которое совершила фирма, должно соответствовать понятию налогового правонарушения, которое предусмотрено в статье 106 Налогового кодекса. То есть, если на определенные действия фирмы государство и «смотрит косо» (например, на регистрацию дочерних компаний в офшорных зонах), нарушением законодательства о налогах и сборах они все-таки не являются, а значит, и последствий для организации наступить не может;
  • никто не может быть привлечен к ответственности иначе, чем в порядке и по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (ст. 108 НК РФ);
  • никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же налоговое правонарушение;
  • привлечение фирмы к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от уголовной, административной или иной ответственности (ст. 108 НК РФ);
  • привлечение фирмы к налоговой ответственности не освобождает ее от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налогов (сборов) и пени (ст. 108 НК РФ);
  • фирма считается невиновной в налоговом правонарушении до тех пор, пока ее виновность не будет доказана в законно установленном порядке (ст. 108 НК РФ). В России существует принцип «презумпции добросовестности налогоплательщика», то есть любая фирма, чем бы она ни занималась, заведомо считается добросовестной, пока налоговая не докажет обратного;
  • фирма не обязана доказывать свою невиновность (ст. 108 НК РФ). Здесь надо отметить, что, несмотря на то что этот принцип установлен в Налоговом кодексе, пользоваться им для налогоплательщика выгодно далеко не всегда. Желательно вмешиваться в процесс доказывания факта правонарушения и представлять свои доводы, свидетельствующие об обратном. Но отталкиваться все же необходимо от того, что в российском налоговом законодательстве действует принцип «презумпции добросовестности налогоплательщика». Это понятие было введено Конституционным Судом в определении от 25 июля 2001 года по ходатайству Министерства РФ по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 21 марта 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом документе Конституционный Суд отметил, что по пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о факте совершения налогового правонарушения и виновности фирмы, возлагается на налоговые органы (ст. 108 НК РФ). Данный принцип необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса, которая предусматривает, что «каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений». Таким образом, в случае, если дело дошло до арбитражного суда, налоговая будет доказывать, что фирма совершила налоговое правонарушение (ст. 65 АПК РФ). Но и самой фирме, если она возражает против этого обстоятельства, следует подтвердить это доказательствами;
  • неустранимые сомнения в виновности фирмы трактуются в ее пользу (ст. 108 НК РФ). Следует отметить, что этот принцип имеет в Налоговом кодексе некоторое «продолжение», содержащееся в пункте 7 статьи 3. Там предусмотрено, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)». Таким образом, что бы ни оказалось неясным в сфере налоговых правоотношений, это обстоятельство всегда на руку налогоплательщику.

Данный материал является частью бератора «Ответственность директора и бухгалтера».
Все статьи бератора ежедневно обновляются экспертами и всегда актуальны.
Чтобы прочитать статью полностью, нужно приобрести доступ.

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >